☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Что такое дисграфия, симптомы, лечение

Что такое дисграфия, симптомы, лечение

Что такое дисграфия, симптомы, лечение
Что такое дисграфия, симптомы, лечение

Часто все три указанных нарушения накладываются друг на друга. В результате у ребенка нельзя четко выделить какое-то одно из них. Дисграфия обычно тесно связана с дислексией. А в западной литературе даже нет такого термина как «дисграфия». Все нарушения чтения и письма объединяются там под одним общим термином — дислексия. Тем не менее в нашей стране логопеды выделяют дисграфию в отдельное нарушение, по которому выдается своё особое логопедическое заключение.   

Дисграфия, дизорфография и дислексия — в чем разница?

Уже было сказано, что в западных источниках все три указанных нарушения объединяют под одним общим термином «дислексия». В нашей стране у этого термина есть более специфическое определение. Под дислексией у нас понимают нарушения, связанные с чтением и восприятием текста. Дисграфия и дизорфография — нарушения, связанные с процессом письма. 

Известно, что в каждой алфавитной письменности есть своя графика и орфография. Под графикой понимают знаковую систему — алфавит, а также знаки пунктуации. Помимо этого, графика задает соответствия между знаком (буквой) и звуком, между сочетанием знаков и их произношением. Орфография определяет набор правил для выбора знаковых сочетаний в той или иной ситуации на письме.

Итак, под дисграфией понимают нарушения, связанные с графикой, а под дизорфографией, соответственно — с орфографией. И дисграфия, и дизорфография являются достаточно близкими друг к другу нарушениями. Часто довольно сложно сделать точное заключение о том, какое нарушение присутствует у ребенка. Но чаще всего одно нарушение «цепляется» за другое. После того, как дисграфию исправят, у ученика может остаться тяга к вольному обращению с орфографией. К тому же, некоторые ошибки можно трактовать двояко — их можно принять как за дисграфию, так и за дизорфографию. 

Приведем пример. Слово «собака» можно записать как «сабака» — здесь явно видно нарушение орфографии. Но если у ребенка присутствует дислексия, он может записать это слово как «сапака», «сосака», «басока», «сабока» и т. д. Вариантов может быть множество и все они связаны с тем, что ученик испытывает трудности с пониманием принципов, по которым строится письменная речь. 

Более точно научиться отличать два этих нарушения друг от друга можно, пройдя курсы повышения квалификации для логопедов в НАДПО.   

Критерии выявления дисграфии

Уметь выявлять дисграфию обязан каждый логопед. При этом ему следует придерживаться общих критериев, позволяющих говорить о наличии этого нарушения у ребенка:  

  1. Во-первых, ошибки при письме должны быть специфическими именно для дисграфии. Логопед должен четко понимать различия, существующие между дисграфией и дизорфографией и не смешивать два этих типа нарушений.

  2. Количество ошибок должно быть существенно больше нормы. В начальных классах при усвоении письма большинство учеников имеют тенденцию допускать в своих работах ошибки, которые можно трактовать как дисграфию. Тем не менее такие отдельные изъяны еще не являются поводом бить в набат. 

  3. Стойкое наличие проблемы в течение длительного времени. Педагог обязан наблюдать за динамикой развития навыков письма у учеников. Говорить о возможности заподозрить у ребенка дисграфию можно только при наличии у него устойчивой тенденции допускать специфическиые ошибки. 

  4. Достаточный период обучения. В первом и начале второго класса некоторые ученики могут испытывать проблемы с письмом в силу личных особенностей развития. Говорить о том, что ученик столкнулся с дисграфией можно, если прошло уже достаточно времени с начала обучения, но ребенок продолжает делать в своих работах специфичные ошибки. 

Пункт №4 стоит выделить отдельно. Особенности современной школьной программы ставят совсем иные требования к первоклассникам по сравнению с советской программой обучения. Программа предполагает, что к началу первого класса ученик уже имеет представление о грамоте и письме. Соответственным образом строится обучение. По сравнению с советской программой, сегодня в младших классах меньше уделяется внимания чтению и письму. Школа нацелена на более высокую интенсивность обучения. Это предполагает, что объем знаний, получаемых современных школьниками (в том числе, и младшими), превышает тот объем, который давали в школах ранее. В связи с этим, становится понятным, что количество нарушений, связанных с чтением и письмом, сегодня только растет. И это естественный процесс — чем меньше уделяется времени в школе на выработку навыков грамотного письма, чем выше требования к ученикам, тем больше мы будем иметь отстающих учеников с дисграфией и дислексией. 

Современное время ставит новые вызовы перед современными учениками, педагогами и родителями. Помимо растущих школьных требований также растет гаджетизация. У многих детей сегодня отсутствуют моторные навыки для уверенного письма. Дети меньше времени проводят за традиционными до недавних пор занятиями — лепкой, рисованием, играми. Ученым еще предстоит выяснить, как гаджеты влияют на развитие специфических отделов головного мозга, ответственных за речь и письмо. Но предварительный вывод уже можно сделать. Вероятнее всего, прямая связь между развитием таких нарушений как дисграфия и дислексия и активным использованием планшетов со смартфонами в детском возрасте присутствует. 

Сегодня педагоги, логопеды, коррекционисты, дефектологи и родители сталкиваются с неизвестными до этого времени вызовами. Дисграфия — одно из последствий таких вызовов. Понять, как снизить риск возникновения таких нарушений, еще только предстоит. Но бороться с дисграфией нужно уже сейчас. Ребенку с таким нарушением будет труднее усваивать программу в старших классах, у него может снизиться успеваемость, пропасть мотивация учиться. Поэтому при выявлении дисграфии родителям нужно подумать о будущем своего ребенка, не паниковать и не пугаться, а постараться принять все возможные меры для исправления ситуации. Педагоги с логопедами, в свою очередь, должны держать руку «на пульсе», чтобы вовремя выявлять все подобные случаи. 

Типичные признаки дисграфии

Начать следует с замен самых различных букв. При дисграфии ребенок часто заменяет одни буквы другими. При этом принципы, по которым происходит такая замена, бывают разные. Буквы могут заменяться похожими по написанию или произношению. Но помимо этого существуют и другие нарушения, указывающие на развитие дисграфии у ребенка:      

  1. Замена или смешение похожих на письме букв. Некоторые буквы на письме имеют одинаковые элементы. В результате ребенок может иметь стойкую тенденцию использовать похожие по написанию буквы вместо нужных. Такими схожими буквами являются пары и-у, п-т, х-ж, б-д, л-м и другие. Ученик может писать «Серёха», «ледебь», «потор» вместо «топор», «лопор» вместо «мотор», «луса» вместо «лиса», «лиг» вместо «луг», «шука» вместо «щука». Вариантов таких замен может быть множество. Чаще всего заменяют пары т-п, у-и, б-д, х-ж, е-ё. 

  2. Замена или смешение похожих по произношению букв. Ученик может заменять звонкие и глухие согласные в слове. Например: «сопака», «фетер», «терефо» вместо «дерево», «селёный» вместо «зелёный». Важно отмечать случаи дисграфии от дизорфографии. Например, ребенок может писать «горот» вместо «город». Если такие ошибки повторяются систематически даже при изучении правил о проверочном слове, возможно, есть смысл дать предварительное заключение о дизорфографии. При наличии дисграфии также идет замена букв, обозначающих свистящие и шипящие звуки. Так, дети могут писать «сенок» вместо «щенок», «шиска» вместо «шишка», «визу» вместо «вижу». Другой вариант — замена букв, обозначающих сложные составные звуки. Ученик может писать «целовек», «цастый», «пича» вместо «пища», «зайцонок». Другая пара букв, которые часто меняют одну на другую, — буквы р-л. «Родка» вместо «лодка»,  «торпа» вместо «толпа», «лад» вместо «рад». Отдельное место занимает замена согласных букв. Заменяться могут пары букв а-о, о-у, ё-ю. Так, могут писать «собока» вместо «собака», «гарад» вместо «город», «набохле» вместо «набухли», «пое», «пье» вместо «пою», «пью».        

  3. Персеверации. Под персеверацией понимают такое написание слов, в котором повторяются ранее написанные слова или слоги. Самый простой пример - повторение букв. «Сслон», «ззаяц», «Анддрей». Другие примеры: «по породу» вместо «по городу», «мандарим», «пророворил» вместо «проговорил», «календак» «вместо «календарь». 

  4. Антиципации. Противоположность персеверации. Буквы и слоги не повторяют уже написанные, а предшествуют написанным. При письме это выглядит так, что ученик пишет на месте нужной буквы ту букву, которая только еще должна будет появиться в слове. Таким образом, ребенок в мыслях как будто забегает вперед, игнорируя тот факт, что еще не вся часть слова была написана. Дети могут писать «девево», «додорожник», «поророжник», «пчечо» вместо «плечо». 

  5. Пропуски букв и слогов. При дисграфии ученики могут пропускать любые буквы — как гласные, так и согласные. На письме это может выглядеть так: «молдой», «хрший», «тплый». Точно также пропускаются и согласные звуки, причем чаще всего это происходит в сочетаниях: «дова» вместо «дрова», «кось» вместо «кость». Но также случаются пропуски одиночных согласных: «юбит» вместо «любит», «ежит» вместо «лежит» или «бежит». Также случаются пропуски слогов, чаще всего это происходит на стыке слов: «Я рисовала» вместо «Яна нарисовала», «ста кать» вместо «стал ласкать». Происходят пропуски слогов и посередине слов: «завный» вместо «забавный», «прида» вместо «природа». 

  6. Нарушения написания мягких согласных. При таких нарушениях ученики пропускают написание мягкого знака или вместо буквы, которая обозначает мягкость звука, пишут противоположную. Например: «доч», «ноч», «ден», «сирен», «Луба», «рабина» вместо «рябина».  

  7. Нарушения границ слов. Такие ошибки могут служить признаком как дисграфии, так и дизорфографии. Чаще всего они выражаются в слитном написании с именным словом предлогов и раздельном — приставок. Реже можно наблюдать слитное написание отдельных слов в предложении или разрыв слова в его корне. Дети могут писать: «поддеревом», «по ложил», «на ступил», «при бежал», «вдоме».            

  8. Помимо неправильного понимания принципов употребления отдельных букв, слогов и слов, при дисграфии также наблюдаются явления, непонимания принципов построения текста. Такими явлениями могут стать искажения границ предложения. Ученик может начинать новое предложение с маленькой буквы, не ставить в конце предложения точку или другой нужный знак препинания, завершающий предложение. Кроме этого, отдельные слова в середине предложения могут начинаться с большой буквы. 

Помимо перечисленных типов ошибок, ученики с дисграфией могут также: 

  • зеркально отображать буквы при письме; 

  • переставлять буквы и слоги в слове; 

  • вставлять в слова лишние буквы; 

  • употреблять некоторые иные специфические ошибки. 

Каждый ученик может употреблять все эти ошибки в совокупности, но также иметь склонность допускать ошибки только определенного типа. К тому же, сами ошибки можно трактовать по-разному. Так, написание «поропились» вместо «торопились» можно рассматривать как антиципацию буквы «п», так и в качестве замены одной сходной по написанию буквы на другую (т на п). В связи с этим могут отличаться данные по тому, какие из ошибок могут считаться типичными, а следовательно — по разработке нормативов. 

Приемы преодоления дисграфии

Существует большое количество различных приемов по борьбе с дисграфией. В большинстве случаев они будут пересекаться с приемами коррекции дислексии, поскольку процессы чтения и письма задействуют одинаковые области головного мозга.

В процессе письма человек задействует несколько сенсорных каналов, а также функциональных систем своего организма:

  • слуховой и зрительный каналы восприятия информации;

  • канал восприятия кинестетической информации; 

  • функции по приему и различению полимодальных сигналов (зрительно-пространственного, зрительно-моторного, квазипространственного);  

  • речевую функцию; 

  • функцию серийной организации движения;

  • регуляторную функцию. 

При работе с дисграфией педагогу следует выделить те области, которые развиты у ребенка меньше всего, после чего двигаться в этих направлениях. Это требует от дефектолога умения комплексно анализировать навыки письма, чтения, устной речи учеников, а также всех сопутствующих данным процессам функций. В процессе коррекции разбрасываться во все стороны не имеет смысла, так же как не имеет смысла подходить ко всем детям однобоко, подводя всех «под один знаменатель». 

Действительно, если педагог хорошо владеет навыками постановки слухового восприятия, но у его ученика имеются проблемы со зрительным восприятием и регуляцией своей психической деятельности, такие занятия принесут ребенку минимальную пользу. В лучшем случае, дисграфия исчезнет сама по мере взросления ученика и при наличии у него ресурсов самостоятельно справиться со своей проблемой. В худшем случае, проблемы будут тянуться за ребенком еще долгие годы, став поводом навесить на него ярлыки отстающего и неспособного ученика. В итоге всё это может привести к потере мотивации, неверию ученика в самого себя — он по инерции будет считать себя неспособным хорошо учиться несмотря на все свои старания. А причиной этому может стать занижение оценок в начальных классах из-за неправильно подобранных процедур коррекции.  

Подводя итог, скажем, что главное при работе с дисграфией — правильно подобранная методика, нацеленная на исправление именно тех слабых сторон, которые мешают осваивать ученику письмо. Здесь перед логопедом или дефектологом лежит большая ответственность. Они обязаны уметь: 

  • правильно выявлять пробелы в развитии конкретного ребенка, 

  • правильно разрабатывать методику исправления этих недостатков;

  • исключить из своей работы практику подгона всех своих учеников «под одну гребёнку». 

О приемах развития речевой, слуховой и зрительной функций у детей с дисграфией написано достаточное количество материалов. Отметим только, что развивая эти функции, дети:

  • учатся различать на слух различные звуки (фонемы);

  • развивают свой словарный запас; 

  • развивают навыки владения грамматикой,  учатся правильно строить грамматический строй речи; 

  • учатся анализировать письменную и устную речь; 

  • развивают навыки самостоятельного составления письменного текста. 

Исправление дисграфии у детей с регуляторными трудностями

Условия развития современных детей порождают свою специфику тех нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и родители. Появляется все больше детей, имеющих проблемы с удержанием внимания. Обычно такие дети «не дружат» с дисциплиной, не умеют понимать суть сказанного учителем, не могут сосредоточиться, выполнить задание. 

Дисграфия является одним из следствий данной проблемы, в связи с чем логопедам и дефектологам приходится больше сил уделять вопросам развития у таких детей навыков: 

  • самоконтроля;

  • выполнения серийных движений;

  • программирования и регуляции деятельности.         

В отличие от хорошо изученных речевых нарушений, такие проблемы являются относительно новой областью приложения усилий. Нельзя сказать, что ранее об этой области не знали. Об этом знали, но внимания этой проблеме уделялось не так много. Соответственно материалов, посвященных развитию регуляторной деятельности в контексте коррекции дисграфии, существует не так много. 

В ходе такой коррекционной работы у детей вырабатывают навыки письма, а также проговаривания и выговаривания (артикуляции). Как известно, процесс письма предполагает умение управлять рукой и выполнять однотипные движения. Наравне с этим важно развить у ребенка навык проговаривания написанного. Такое соединение дает прочную связь в мозге, способную надежно синхронизировать процессы преобразования устной или мысленной речи в речь письменную. 

Такая работа может проводится как на обычных школьных занятиях в ходе так называемых «минуток чистописания», так и на занятиях с логопедом. В ходе таких минуток ученики могут выводить в прописях серии элементов букв, проговаривая при этом направление движение стержня ручки: вверх-вниз. Если элементов два можно проговаривать: «раз-два», «раз-раз-два-два».  Все будет зависеть от того, в каком порядке будут идти элементы. Постепенно можно усложнять упражнение и вводить упражнения с тремя, четырьмя и более элементами. 

После таких упражнений можно переходить к прописям пар зрительно сходных на письме букв: п-т, д-б, и-у, д-м, х-ж. При этом рекомендуется писать эти буквы не по одной, а в серии, чтобы у ребенка появлялся доведенный до автоматизма навык различения этих букв и их правильного написания. Важно все так же проговаривать написанное. 

Педагог может вносить свои коррективы в данный процесс. Например, заменять буквы условными символами в прописях и предлагать детям вместо символов писать буквы. Также можно использовать цифры. Например, мы заменяем букву «б» цифрой 2, а букву «д» —  цифрой 3. После чего детям даются последовательности вида 23232323, 332233223322, которую они должны преобразовать в буквенную строку. Упражнения постепенно переходят от простого к сложному, в результате чего ребенок учится правильно писать слова, словосочетания и целые предложения. 

Особая область — специальные игровые упражнения, призванные развивать у детей произвольные психические процессы и навыки самоконтроля. Такие игры можно разделить на три подвида:

  • игры на внимание;

  • логические игры;

  • на развитие понимания причины и следствия (игры на составление последовательностей, иначе — сукцессивные). 

Выбор методики и конкретных приемов остается за логопедом. Со своей стороны, мы советуем вам всегда помнить о наработках классических школ, но в то же время не отказываться от новых тенденций.  

Программы и курсы по логопедии и дефектологии в НАДПО

Дисграфия является одним из нарушений письменной речи. Но помимо нарушений письменной речи существует еще множество нарушений устной речи, а также других направлений коррекционной работы. 

Национальная академия дополнительного и профессионального образования (НАДПО) приглашает вас поступить на наши программы по дефектологии или на курсы переподготовки по логопедии. Мы можем предложить как относительно короткие программы длительностью 600 часов, так и более фундаментальные, продолжительностью более 2000 часов. 

У нас вы найдете все направления, существующие в современной дефектологии. Поэтому мы уверены, что каждый начинающий или опытный дефектолог, сможет выбрать из наших программ ту, которая в наибольшей степени подойдет его практическим интересам. 

Мы понимаем, что наши абитуриенты больше всего интересуются практической стороной — непосредственной работой по коррекции различных нарушений. Поэтому наши преподаватели имеют стаж работы по выявлению и устранению различных нарушений речи. При этом у 80% из них — научные степени. 

У нас вы всегда можете получить рассрочку на все время обучения. 

Наши слушатели получают доступ ко всем методическим материалам в нашей электронной библиотеке. 

Кроме того, вас будет вести личный куратор, к которому вы можете обратиться в любое время при возникновении вопросов.

НАДПО ставит своей целью повышение качества жизни и улучшение уровня профессиональной квалификации своих слушателей. Не откладывайте обучение в НАДПО на потом! Устраняйте пробелы в своих знаниях, повышайте свой профессионализм вместе с НАДПО!


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ